Несколько лет назад у меня был пост на ФБ, где я объяснял, почему “выручка на сотрудника” мне кажется такой классной метрикой и как я на нее ориентируюсь в контексте ДОУ/Джинна.
Позже у меня было несколько разговоров с друзьями-предпринимателями, которые рассказывали как их этот пост вдохновил и они на эту метрику ориентируются.
Я же чувствую себя неловко т.к. за это время мое мнение поменялось практически на противоположное: “выручка на сотрудника” не очень полезная метрика сама по себе, сравнивать по ней разные компании нельзя, и конкретно в моем случае она скорее мешала развитию проекта.
Вот об этом сегодня и поговорим.
Revenue per employee – плохая метрика для сравнения бизнесов
Супер-популярная сейчас игра Among Us имеет install base в 500 млн (!) пользователей, 50 млн Daily Active Users и 4 (ЧЕТЫРЕ) full-time разработчика. Не знаю как у них с монетизацией, но думаю неплохо. Я видел цифру в $50 млн (на четверых).
Notch (Marcus Persson), разработчик Minecraft, продал свою игру Microsoft за $2,5 млрд (!) all-cash, когда у него в компании работало два десятка человек или меньше.
Craigslist, о котором кстати вспоминали и в оригинальном посте, зарабатывает что-то около $1 млрд в год и имеет 50 сотрудников.
О чем нам говорит это статистика? Да ни о чем! Получается сравнение apples to oranges. Разброс этой метрики для разных рынков и продуктов может быть от $100-200k per employee до $50m, делая сравнения бесполезными.
Выручка, а точнее net profit (bottom line) – вот что важно для бизнеса.
Простой вопрос: что лучше, иметь $10M revenue и $5M net profits для компании в 50 сотрудников или $2M/1M для компании из 5 сотрудников? Revenue per employee для второй компании вдвое выше, но пять миллионов это пять миллионов.
Пользователю наплевать, сколько людей работает над продуктом
Хорошая метрика показывает ценность, которую наш продукт создает для пользователя и/или какую часть этой ценности нам удается превратить в деньги. В этом плане “выручка на сотрудника” только мешает, отвлекая от главного.
“Выручка на сотрудника” может быть полезна в контексте оценки эффективности бизнеса и процессов, как например “текучка кадров” или employee NPS. Но здесь мы уже покидаем территорию стартапа и переходим в мир взрослого бизнеса и операционной эффективности (“косты” с ебитдой), в котором я ничего не понимаю.
Принимать решения о росте компании с оглядкой на метрику – плохо
Фаундеры 37signals (Basecamp) с гордостью рассказывают, что у них в компании работает 50 человек и больше не нужно, чтобы решать все проблемы их пользователей. Возможно для них это работает, но “я хочу компанию до 50 человек” такая же “случайная” метрика, как и выручка на сотрудника.
Как и 37signals, я хотел “теплую ламповую компанию” и как мог сопротивлялся росту. Где-то на подкорке всегда была мысль “ну вот, еще один найм и выручка на сотрудника снова упадет. зачем”? Я боялся, что в большей компании будет больше бюрократии, боялся новых обязанностей менеджера и HR-сложностей.
Это неправильная логика, все равно как решить “я не буду нанимать второго сотрудника с именем Иван т.к. боюсь буду их путать”.
Что же вместо нее?
Выручка. NPS. Retention & usage.
Значение имеет не твои желания или “идеи” по поводу идеального размера компании, а что от тебя требует рынок и пользователи. Фаундер Figma называет это product-market pull и думаю мы к этой теме еще вернемся.
Если вы с женой открыли бутик-ателье для пошива костюмов, возможно, вы сможете так и работать вдвоем следующие 20 лет и все будет ок. Но если вы случайно сделали самый популярный в нашей айтишке сайт для поиска работы (или два) – touch luck.
Придется нанимать людей, расставаться с людьми, строить процессы, ломать процессы – все, что нужно, чтобы удовлетворить спрос. Иначе будете чувствовать, что подвели своих пользователей, да еще и потеряли $$$ в процессе. Unbearable thoughts, особенно последняя. :)
На этом сегодня все, спасибо, что дочитали до конца. Присылайте свои вопросы и замечания на почту и feel free to share. Больше подписчиков, больше интересных тем для обсуждения.
В следующий вторник обсудим идею customer-centric teams на примере компании Drift.
P.S.: Bitcoin market cap сегодня >$500 млрд. Если предположить, что Satoshi Nakamoto это один человек или даже небольшая группа, сомневаюсь, что кто-то сможет повторить их результат в плане “деньги на сотрудника”. Так что можно не париться и сфокусироваться на действительно важном – росте своего бизнеса.